Один из инструментов обеспечения права на безопасное рабочее место — госэкспертиза условий труда. Процедура помогает оценить реальные условия труда, проанализировать, насколько качественно проведена спецоценка условий труда, выявить полноту реализации гарантий и компенсаций сотрудникам, которые работают с вредными/опасными факторами.
Кто проводит госэкспертизу?
Госэкспертиза выполняется специалистами Роструда совместно с представителями региональных органов исполнительной власти, обладающих компетенциями в сфере ОТ. Полномочия этих органов по выполнению госэкспертизы регламентируются приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 г. № 775н и определяются целью процедуры.
Региональные органы власти подключаются к проведению госэкспертизы в случае постановки следующих целей:
-
оценка корректности предоставления компенсаций/гарантий персоналу за трудовую деятельность с вредными/опасными факторами, при том, что наниматель не является подразделением группы компаний, у него нет филиалов/представительств и дочерних структур, постоянно функционирующих в нескольких регионах;
-
оценка качества выполнения СОУТ, мониторинг реальных условий производственной деятельности сотрудников независимо от правового статуса и вида деятельности нанимателя.
Роструд проводит госэкспертизу исключительно для оценки правильности реализации прав сотрудников на гарантии/компенсации и лишь в отношении нанимателей, осуществляющих постоянную деятельность на территории сразу нескольких российских регионов.
Приказом Роструда от 23.08.2018 г. № 232 утверждён регламент выполнения госэкспертизы условий труда. На уровне субъектов РФ определены структуры, отвечающие за проведение процедуры. Их деятельность в части выполнения госэкпертизы регламентируется соответствующими приказами.
Порядок осуществления госэкспертизы — заявительный. Она выполняются по инициативе органов исполнительной власти, судебных инстанций, нанимателей и их объединений, членов комиссий по расследованию Н/С, компаний, занимающихся организацией СОУТ и др. С учётом целей процедуры можно считать её неоднозначной для работодателя, однако в некоторых случаях он может выступать заинтересованной стороной. Например, если существуют вопросы в плане достоверности выводов после СОУТ и правильности введённых компенсаций/гарантий.
После получения обращения о выполнении госэкспертизы ответственная структура органа исполнительной власти назначает эксперта или формирует экспертную комиссию, которые решают вопрос о наличии оснований для проведения процедуры. На финальное решение влияет оценка объекта госэкпертизы, анализ запрошенных сведений и документации. Если нужно, к работе привлекаются лаборатории, имеющие аккредитацию, испытательные центры, которые объективно исследуют производственные факторы.
Результаты госэкспертизы
Как итог проведённых мероприятий компетентный орган в соответствии с целями госэкспертизы может принять следующее решение:
-
соответствие/несоответствие качества СОУТ обязательным законодательным требованиям;
-
отвечают или не отвечают реальные условия труда персонала действующим нормативным требованиям ОТ;
-
обоснован/необоснован объём гарантий и компенсаций.
Заявитель получает экспертное заключение, заверенное подписями и госэкспертом/членами комиссии и утверждённое руководителем компетентного органа, ответственного за госэкспертизу. Процедура в целом проводится на безвозмездной основе для заявителей, оплачиваются только измерения и исследования. Исключение составляет госэкспертиза, организуемая для оценки качества СОУТ, которую полностью оплачивает заявитель.
Роструд в рамках своих компетенций выполняет госэкспертизу бесплатно для заявителя. После завершения процедуры устанавливается соответствие/несоответствие порядка, величины предоставления компенсаций/гарантий положениям ТК РФ и иных НПА в сфере трудовых отношений, соглашений межотраслевого и отраслевого характера, содержанию колдоговора, ЛНА предприятия.
Источник: ohranatruda.ru