С апреля этого года в России вступили в силу Правила государственной регистрации аттракционов. Пандемия, конечно, наложила ограничения на работу развлекательной сферы, но постепенно мы возвращаемся к обычной жизни, и вопрос регистрации аттракционов становится невероятно актуальным.

Поэтому учебный центр «Кубанский» решил разобраться, что же изменилось в связи с новыми правилами, в том числе и для развлекательных центров, расположенных в торговых комплексах.

Итак, теперь компании, которые оказывают посетителям подобные развлекательные услуги, будут обязаны регистрировать свои аттракционы по месту установки. При перемещении нестационарных аттракционов ‎их также нужно ставить на временный учет. На каждый аттракцион нужно получать государственный регистрационный знак, который следует размещать «в зоне видимости посетителей при входе».

Заявленная цель реформы — сократить количество аварий и несчастных случаев на аттракционах. Только в прошлом году таких было несколько. В большинстве случаев по факту ЧП в отношении владельцев аттракционов было возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности здоровья потребителей».

До появления Правил в российском законодательстве на федеральном уровне не было единых требований к регистрации аттракционов, около трети регионов самостоятельно установили правила по их регистрации или учету. Первыми это сделали Москва и Кострома, но в большинстве субъектов РФ соответствующих требований к аттракционам не было.

Теперь надзор становится повсеместным. Госрегистрацией аттракционов занимаются региональные органы Гостехнадзора.

Для каруселей, американских горок, колеса обозрения, качелей, батутов и пр., ранее введенных в эксплуатацию, установлен переходный период. Такие объекты разделили на три группы потенциального биомеханического риска:

  • аттракционы с высокой степенью риска (RB-1) могут продолжать работу в течение 2 лет со дня вступления в силу правил, то есть до апреля 2022 года;
  • со средней степенью (RB-2) — 27 месяцев или до июля 2022 года;
  • с низкой степенью (RB-3) — 2,5 года или до сентября 2022 года.

После дедлайна все они должны оформить регистрацию или закрыться.

Для эксплуатантов в регионах, где уже был установлен порядок регистрации и получения талонов допуска, постановление не представляет сложностей. Для тех же, кто не стоял на учете и не проводил оценку технического состояния аттракционов, оно «создаёт проблемы». Тем, кто вел «беспорядочную» эксплуатацию без документов, перед регистрацией необходимо сделать оценку технического состояния аттракциона и затем поставить его на учет. Следовательно, технически неисправные и устаревшие аттракционы станут недоступными для эксплуатации людей, что в свою очередь снизит травматизм и количество несчастных случаев.

Больше вопросов вызывает готовность чиновников на местах заниматься регистрацией. Сложилась крайне парадоксальная ситуация. В 2018 году вступил в действие Технический регламент о безопасности аттракционов, который ввел обязательный надзор за аттракционами. К началу 2019 года были утверждены пошлины за регистрацию аттракционов, а субъекты определили органы надзора (как правило, инспекции Гостехнадзора), но правил регистрации (которые как раз вышли сейчас) не было, и их не могли принять в течение всего 2019 года. То есть надзор уже был, и регистрировать аттракционы должны были абсолютно везде, но инспекции, где ранее не было контроля за аттракционами, не знали, по каким правилам им работать. В итоге они весь год просто ждали документ, который вышел только сейчас.

В тех регионах, где уже ранее существовал надзор за аттракционами (Москва, Московская область, Костромская область, ХМАО, Марий Эл, Магаданская область и др.), инспекции будут готовы, так как у них есть опыт, а принятые Правила во многом похожи с теми, по которым они работали ранее. А вот инспекциям из тех регионов, где надзора не было, однозначно требуется подготовка, обучение инженеров-инспекторов, так как аттракционы для них совершенно новый тип оборудования и опыта проверок у них нет. Основная специализация инспекций Гостехнадзора — сельхозтехника, а аттракционы, согласитесь, от нее существенно отличаются. Успеют ли подготовиться инспекции — во многом зависит от администраций регионов, которые должны заниматься этим вопросом.

Эксперты считают, что с регистрацией аттракционов по новым правилам проблем возникнуть не должно: «Зарегистрировать аттракцион вполне реально. В Москве, например, процедура регистрации отработана, может занимать всего 7 дней, работает опция регистрации через портал госуслуг. Если аттракцион не собран «на коленках», а приобретен владельцем со всем необходимым комплектом документов, то проблем со сбором документов возникнуть не должно. Основная трудность для компаний, возникнет при регистрации аттракционов с истекшим сроком эксплуатации — вопрос, смогут ли эти аттракционы пройти техническую проверку и получить положительный акт освидетельствования».

Для того, чтобы процедура регистрации прошла успешно все ваши работники должны быть обучены и иметь удостоверения операторов аттракционов, инструкторов, контролеров и не только.

АНО ДПО «ЦППиПК Кубанский» проводит обучение руководителей и работников индустрии развлечений (аттракционов) по следующим направлениям:

Наименование программы Количество часов
1 Подготовка лиц, ответственных за техническое состояние и безопасную эксплуатацию аттракционной техники 24
2 Оператор немеханизированных аттракционов 16
3 Оператор механизированных аттракционов 16
4 Обеспечение безопасной эксплуатации оборудования водных аттракционов 40
5 Инструктор (оператор) водной горки 16
6 Инструктор (оператор) развлекательно- игрового бассейна 16
7 Инструктор (оператор) волнового бассейна 16
8 Инструктор (оператор) аттракциона для катания в потоке воды 16
9 Инструктор (оператор) интерактивного аттракциона 16
10 Организация работы аттракционного комплекса (для руководителей) 24
11 Контролер -посадчик аттракционов 16
12 Инструктор водных аттракционов 16
13 Организация безопасной эксплуатации аттракционной техники (для администраторов аттракционного комплекса) 40